«ЗИМНИЙ ГОРОД»: БЕСПИЛОТНЫЙ ПУТЬ К ПОБЕДЕ

10 декабря 2019 года на полигоне Центра испытаний «НАМИ» (Московская область) состоялся финал национального конкурса «Зимний город». Испытания такого уровня сложности проведены впервые в мире. Участникам конкурса предстояло преодолеть технологический барьер, с которым пока не справился ни один беспилотный автомобиль, – проехать со скоростью и уровнем безопасности среднестатистического водителя, соблюдая ПДД, в условиях сложного климата, при наличии плотной городской застройки и помех.

Две минуты до старта. Операторы проверяют связь с автомобилем, производятся последние приготовления.

Подслушано в толпе зрителей: «За кого болеете?». «За СтарЛайн». «Почему?». «А потому что они умеют!».

Через 33 минуты после старта автомобиль команды МАДИ встал на перекрестке. BaseTrack остановился следом за ним. А подъехавшему беспилотнику StarLine необходимо перестроиться из левой полосы в правую, чтобы выполнить поворот с последующим въездом на парковку, расположенную сразу за ним. Беспилотник остановился в ожидании, когда автомобили поедут дальше. Тем временем подъезжает автомобиль «ЯСам» (Авто-РТК) и пытается всех объехать. Но это ему не удается. Автомобиль встал поперек дороги, перегородив обе полосы. Объявлена техническая пауза. Судьи решают, что делать.

После совещания судьями принято решение: из заезда выбывает «ЯСам»  – этот автомобиль стал причиной затора.

Автомобили МАДИ и BaseTrack продолжают стоять в правой полосе. StarLine остается в левой. Тем временем сзади подъезжает автомобиль НГТУ. И наш беспилотник сам может стать причиной затора, мешая объезду.

В соответствии с правилами конкурса, автомобиль не должен создавать помех движению более 3 минут. Ровно через две минуты, не дождавшись возможности проезда, в точном соответствии с алгоритмом, беспилотник StarLine осуществляет маневр задним ходом и аккуратно встраивается в промежуток между другими участниками в правой полосе.

В павильоне судей восхищенные восклицания: организаторы и участники поражены красотой и точной выверенной аккуратностью маневра.

Все беспилотники продолжают стоять на перекрестке. Техническая пауза. Судья дает 30 минут на разбор ситуации. В итоге принято решение судей: через час полный рестарт.

Снова волнение. На полигоне остаются только автомобили StarLine и МАДИ. Другие участники приняли решение не участвовать в продолжении гонки.

Рестарт объявлен уже в полной темноте. После первого круга беспилотник МАДИ останавливается на красный сигнал светофора. Загорается зеленый, автомобиль не двигается с места. Он создает помеху одному имитатору, второму. Согласно техническому регламенту, помеху для БПТС может создать только другой беспилотник.   В этот момент к затору подъезжает автомобиль StarLine. Начинается отсчет трех минут до технической паузы. Время истекает, команду МАДИ дисквалифицируют.

В итоге на полигоне осталось только управляемые профессиональными гонщиками автомобили-имитаторы, создающие условия городского трафика, и только один беспилотник StarLine. По условиям конкурса ему необходимо проехать 10 кругов протяженностью 5 км за 180 минут.

Беспилотник StarLine продолжает движение один в сложнейших условиях, которые никогда в мире ранее не требовали на конкурсах для беспилотного транспорта:  дорога, где не гарантирована видимость разметки, местами отсутствует освещение, идет дождь, сложные схемы регулируемых и нерегулируемых перекрестков, движение в условиях плотной городской застройки и помех. А также имитация плотного городского движения, и неожиданный «выход» на дорогу имитаторов пешеходов.

Пошел четвертый круг. Команда StarLine переживает: укладываемся ли по времени? Этот круг самый быстрый, но… автомобиль проезжает на красный! Плюс 10 штрафных минут.

5 круг, 6 круг, 7 круг. Максимальная скорость на длинном участке пути – 60 км/ч. Объявляется десятиминутный перерыв. Почти два часа судьи с высочайшей концентрацией фиксировали малейшие нарушения ПДД беспилотным транспортом. Людям нужен отдых.

8 круг. Из-за накопившейся ошибки локализации наш автомобиль врезается в бетонное ограждение. Но судьи предоставляют 30 минут  на подготовку к продолжению заезда.

Уже через 10 минут команда НПО СтарЛайн докладывает: «Готовы продолжать!». Судьи и многие участники озадаченно спрашивают: «У вас же вышел из строя лидар?».  «Он в порядке, но сместился, как и радар. Мы их отключили», – отвечают наши ребята. «Как же вы поедете, как продолжите заезд?». «А у нас такие обстоятельства предусмотрены – есть дублирование».

Техническое оснащение беспилотника StarLine выполнено таким образом, чтобы работающие по разным принципам датчики дополняли и, в случае чего, могли заменить друг друга.

Судьи объявляют продолжение, машина вновь мчится по маршруту. В павильоне звучит: «Беспилотник StarLine продолжает заезд. СтарЛайн в бою!». Зал воодушевлен.

Снова старт, снова волнение. Девятый круг – поехали!

Зрители бегут следить за машиной. И вдруг она останавливается. В чем дело? В толпе пробегает шепот: «Ну, теперь все…». Но нет! На этот раз разрядился трекер, который был прикреплен к беспилотнику StarLine, чтобы следить за его местоположением. Объявлена очередная техническая пауза.

Последний, десятый, круг беспилотника StarLine все провели в невероятном напряжении. Ведущий шепчет: «Ну, давай…». Даже время на экране монитора оператора застыло… Проехали! Наш результат 2 часа 47 минут! Команда НПО СтарЛайн совершила невозможное! Мы преодолели «Зимний город»!

Еще никогда ранее в мировых соревнованиях беспилотников не встречалось столь сложных условий: плотная застройка, помехи, темнота, дождь и интенсивное, подчас непредсказуемое движение имитаторов.

Сотни правил и десятки препятствий. Команда НПО СтарЛайн доказала, что российские разработчики крайне близки к преодолению технологического барьера!

Беспилотник, созданный силами ученых, конструкторов и инженеров из  НПО СтарЛайн, показал на деле, в реальных условиях, высочайшие стандарты существующих сегодня в мире беспилотных технологий.

Команда наших ребят выходит в центр зала. Судьи, журналисты и другие участники встают со своих мест и встречают их бурными аплодисментами, впечатленные Победой нашей команды.