ВЕДУЩИЕ РОССИЙСКИЕ РАЗРАБОТЧИКИ БЕСПИЛОТНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ОБЪЕДИНИЛИСЬ ДЛЯ СОЗДАНИЯ УНИФИЦИРОВАННОЙ ЦИФРОВОЙ МОДЕЛИ ДОРОГ

12 марта на площадке НПО СтарЛайн состоялась конференция «Унификация цифровой модели дорог как новый этап развития беспилотного транспорта России», объединившая ведущих разработчиков беспилотного транспорта и экспертов автомобильной отрасли России.

Главной темой встречи стало исследование подходов к созданию цифровой модели дорог и V2X-технологий как важного элемента интеллектуальной транспортной системы. В ходе круглого стола инженеры постарались сформулировать, как должен выглядеть единый стандарт цифровой модели дорог, чтобы его можно было применить к любому российскому беспилотному автомобилю.

Участие в конференции приняли представители АО «НИИАС», ПАО «КАМАЗ», ФГУП «НАМИ», НПО СтарЛайн, университета МАДИ, Технопарка Санкт-Петербурга, ООО «РИПАС СПБ», КГТА им. Дегтярева, Университета Иннополис, КБ Панорама, Лаборатории национальных ГНСС технологий точного позиционирования МИИГАиК, ООО «Архитектурное Бюро А1», ООО «Форт-Телеком».

В ходе пленарной части конференции своим уникальным опытом по созданию беспилотного транспорта и цифровых карт дорог поделились участники национального конкурса «Зимний город». Они рассказали о том, с какими трудностями сталкивались в ходе конкурса и подготовки к нему, а также над какими задачами продолжают работать сейчас.

Представители ГИС «Панорама» обсудили с разработчиками беспилотного транспорта возможности дальнейшего сотрудничества. А разработчик технических средств регулирования дорожного движения, информационных систем и светотехнического оборудования ООО «РИПАС СПБ» рассказал о своем опыте и решениях, применяемых для оптимизации транспортных потоков на основе цифровой модели дороги.

Юрий Молодых, директор по развитию технологических конкурсов Up Great и руководитель проектов РВК, обсудил с участниками конференции, какие конкурсы после «Зимнего города» было бы еще полезно провести.

Он отметил, что организаторы учли прошлый опыт и пришли к заключению, что следующий конкурс должен быть связан с нерешенной глобальной задачей, стоящей перед разработчиками беспилотного транспорта. Представитель Up Great предложил участникам конференции сформулировать те направления, в которых было бы полезно поработать участникам следующего конкурса. Например, в области сертификации автономного транспорта, развития инфраструктуры и повышения безопасности беспилотников.

«Сквозная тема большинства выступлений на конференции — технические решения, разработанные в рамках техконкурса «Зимний город». Первые полномасштабные испытания в России показали, что необходимо унифицировать наборы данных и формат цифровой модели дороги. По результатам конференции будут развиваться протоколы и открытые стандарты для цифровой модели дороги, что является важным шагом как для дальнейшего развития технологий с одной стороны, а с другой — может стать основой для следующего технологического конкурса Up Great в области беспилотного транспорта», — отметил Юрий Молодых.

Цифровая модель дороги — это часть интеллектуальной транспортной системы, обеспечивающая ситуационное осведомление, стратегическое управление беспилотными транспортными средствами и функционирующая в полностью автоматическом режиме на всех этапах технологического цикла.

Что включает в себя это понятие? Из каких элементов данная система должна состоять? Эти вопросы участники конференции обсудили в ходе круглого стола.

Вопрос оцифровки дорог, безусловно, важен, поскольку снимает большой пласт нагрузки по обработке информации с бортовой системы беспилотного автомобиля. Однако в этом направлении есть ряд технических сложностей, которые следует обязательно учесть. Например, участники конференции отметили риск потери беспилотником связи со спутником и сбоя в процессе передачи данных о местности.

Должна ли часть данных быть на борту беспилотника офлайн? Если да, то необходимо понять, как эти данные будут храниться и обновляться в системе автомобиля. С другой стороны, отмечали специалисты, сейчас развивается связь 5G. Следовательно, можно использовать для передачи информации региональные вышки сотовой связи, к которым беспилотный транспорт будет подключаться в процессе пути, загружая в бортовую систему актуальную информацию об обстановке на дороге.

Требования к цифровым картам для беспилотного транспорта тоже следует учитывать. Они должны быть высокоточными, а информация о дорожной обстановке требует ежесекундного обновления, чтобы автономный транспорт получал самые свежие данные о пробках, дорожных работах и другие важные сведения.

Еще один вопрос: если появится единая система с цифровой моделью дорог, то в каком формате эти данные будут передаваться беспилотникам? Поскольку у каждой команды разработчиков уже сформирован свой технологический инструментарий.

Ответы на все эти вопросы предстоит найти, объединив общие усилия.

«Мы поделились с коллегами опытом разработки и использования цифровых моделей дорог, нашли сходства и идентифицировали различия в подходах. Важной задачей было обменяться информацией, провести сравнение, прийти к общему мнению, убрав различия. В результате мы определили ряд шагов для дальнейшей совместной работы, в числе которых — собрать форматы цифровых моделей, провести анализ, чтобы использовать в дальнейшем лучшие практики. Также необходимо обозначить и утвердить терминологию, что поможет выработать в будущем единый стандарт для формирования цифровых карт. Кроме этого, нам будет нужно определить площадку для дальнейших совместных испытаний и многое другое», — подвел итоги встречи Борис Иванов, руководитель проекта «Беспилотный автомобиль StarLine».